Градостроительство, городское хозяйство, ЖКХ, экология

Отмена права чиновников разрешать  увеличение предельной высоты зданий, установленной  Правилами землепользования и застройки.

В октябре 2013 года Государственная Дума единогласно (439 — «за», без «против» и «воздержавшихся) приняла разработанный мной (и внесенный от имени Законодательного Собрания) проект изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Суть проекта – запретить чиновникам выдавать застройщикам разрешения на необоснованное увеличение высоты новых зданий. Это защитит «небесную линию» Петербурга от новых «высоток», искажающих исторические панорамы. Проект имеет и антикоррупционный характер: право разрешить «отклонение» — явный коррупциогенный фактор.  Отмена «высотных отклонений» была одним из пунктов программы, с которой «ЯБЛОКО» шло на выборы в ЗАКС в 2011 году.

Проект получил поддержку 50 региональных парламентов и губернаторов, его поддержали правительство России и администрация президента. Однако, затем, видимо, были включены лоббистские ресурсы строительных компаний: второе чтение до сих пор не проведено (!).

Работа над изменениями Генерального плана Санкт-Петербурга.

В мае-июне 2014 года я участвовал в публичных слушаниях в нескольких районах города, и в интересах жителей предложил целый ряд поправок в Генплан.

Результаты моей работы:

Приняты поправки:

— о переводе из жилой зоны в деловую территории Агрофизического института (чтобы не дать построить высотный жилой дом на месте сквера)

— о переводе в рекреационную зону территории бывшего Фарфоровского кладбища

— о защите от застройки территории в районе пр. Маршала Блюхера (рядом с парком Академика Сахарова)

— о защите от застройки зоны отдыха в Металлострое

— о создании рекреационных зон между жилой застройкой и промышленной зоной «Парнас».

Поправка в защиту Удельного парка (против прохождения так называемой «магистрали № 7»  через парк)  отложена до нового Генплана, но даны гарантии того, что до 2015 года никакого строительства магистрали не будет, и будут искать альтернативные варианты

Не приняты поправки:

— в защиту Рождественского сквера от застройки

— о строительстве тоннеля между Васильевским островом и Ново-Адмиралтейским островом

— о создании парка на набережной между Биржевым и Тучковым мостами на участке, где собираются строить комплекс зданий для Верховного суда

Работа над новыми Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

В январе 2016 года я принимал участие в публичных слушаниях во многих районах города, и на них в интересах жителей (в том числе, по обращениям инициативных групп) предложил целый ряд поправок в ПЗЗ. Далее я отстаивал эти поправки на заседаниях Комиссии по землепользованию и застройке, куда меня делегировало Законодательное Собрание вместе с представителями других фракций.

 

Результаты моей работы:

 

Приняты поправки:

— о сохранении территориальной зоны ТД2_2 на территории сквера Агрофизического института (это позволит не допустить строительства там высотного жилого дома, против которого несколько лет  боролись жители) и о снижении там предельной высоты с 42 до 27 метров

— о сохранении зоны Т3Ж1 в Старопарголовском квартале (Выборгский район) — с ограничением строительства высотой в 8 этажей, а затем — и о снижении предельной высоты в Старопарголовском квартале до 16 метров

— об установлении на Васильевском острове, на территории около бывшей медсанчасти завода имени Калинина (ул. Одоевского, 10) территориальной зоны ТД2_2, что поможет защитить зеленую зону от жилой и бизнес-застройки

— о снижении предельной высоты на территории парка Малиновка с 12 метров до 5 метров

 

Не приняты поправки:

— об установлении предельной высоты в 0 метров на территории Рождественского сквера

— об установлении зоны ТР2 на месте бывшего кинотеатра «Зенит» в Московском районе (чтобы не допустить застройки территории)

— об установлении зоны ТД2_2 (с невозможностью жилой застройки) на Охтинском мысу

— об установлении зоны ТД2, не допускающую жилой и бизнес-застройки, в парке 300-летия Санкт-Петербурга и о снижении до 5 метров высоты на этой территории

— о снижении до 18 метров высотности на территории пресловутого города-спутника «Южный»

— о снижении до 12 метров высотности в защитной зоне Пулковской обсерватории.

 

Отдельный вопрос — сквер на улице Савушкина, 112. Сперва Комиссия по землепользованию и застройке поддержала поправку (мою и жителей Приморского района) об установлении зоны ТД2_2 на этом месте, чтобы не допустить строительства торгового центра «Астана». А затем под давлением Смольного пересмотрела свое же решение, несмотря на то, что более 3 тысяч жителей выступили за сохранение сквера.

Борьба против создания города-спутника «Южный»

И в комиссии по городскому хозяйству, и на заседании Законодательного Собрания я  выступал против создания города-спутника «Южный» — проекта фантастического обогащения (около 29 млрд. рублей) частной компании за счет городского бюджета.  К сожалению, 27 голосами против 23 парламентскому «большинству» («Единая Россия», ЛДПР и перебежчики) удалось протащить закон.

Капитальный ремонт многоквартирных домов   

Проблема капитального ремонта в Петербурге особенно актуальна в историческом центре города. Вместе с Григорием Явлинским и Александром Кобринским я последовательно выступал против  введения платы с граждан за капитальный ремонт домов – в том числе, тех, где проведение ремонта было обязанностью государства.

Результаты работы:

По инициативе Григория Явлинского, в 2012 году было принято постановление Законодательного Собрания, рекомендующее Госдуме отклонить соответствующий закон. Однако, он был принят.

В 2013 году фракция «ЯБЛОКО» выступила против внесенного губернатором закона о плате за капремонт и внесла разработанный Григорием Явлинским альтернативный закон о капитальном ремонте в Санкт-Петербурге, но он был отклонен парламентским большинством.

В 2014 году  «Яблоко» предложило поправки к закону о капитальном ремонте, предусматривающие, во-первых, расширение перечня работ, проводимых в рамках программы капремонта, а во-вторых — обязательные мероприятия по энергосбережению. Эти поправки сперва были поддержаны Законодательным Собранием, но затем отменены из-за «вето» губернатора Георгия Полтавченко.

В 2016 году я внес проект закона, предусматривающий, что капитальный ремонт тех домов, которые нуждались в нем до начала приватизации жилья, должен проводиться за счет бюджета Петербурга. Пока город не отремонтирует эти дома — жители освобождаются от платы за капремонт.

Проект будет рассмотрен в июне 2016 года. 

Контроль за работой городских монополистов.

Ограничение «аппетитов» монополистов и обеспечение «прозрачности» тарифной политики — один из ключевых пунктов программы «ЯБЛОКА». 

Результаты моей работы: 

  1. В 2013 году вместе с Александром Кобринским мы внесли проект законодательной инициативы — поправки в федеральные законы «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении» и «Об электроэнергетике».

Суть поправок — разрешить регионам самостоятельно регулировать порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это позволило бы ограничить необоснованный рост тарифов. Однако, предложение было отклонено парламентским большинством из фракций «Единая Россия» и ЛДПР.

  1. В 2013 году я внес депутатский запрос, в котором потребовал раскрыть доходы руководства ГУП «Водоканал», и предлагал, чтобы руководители всех государственных унитарных предприятий ежегодно отчитывались о доходах и имуществе – как и чиновники. Также я предложил поправку к закону, которой предлагалось передать Законодательному собранию полномочия по согласованию инвестиционной программы «Водоканала» и контролю за расходованием этих средств. Поправка была отклонена парламентским большинством. Но предложение об отчетности руководителей городских ГУПов было принято как законодательная инициатива в Госдуме.
  2. В ноябре 2014 года я предложил сократить бюджетные субсидии ГУП «Петербургский метрополитен», направив деньги на закупку так недостающих городу трамваев, и провести полный финансовый аудит городских предприятий – монополистов. Проведенный мной с помощниками анализ показал, что метрополитен все меньше зарабатывает, и все больше просит у города. За 5 лет расходы метрополитена вдвое превысили инфляцию, субсидии из городского бюджета выросли в 11 раз, при этом плата за проезд возросла на 41%, а доходы метрополитена от рекламы и аренды почти не растут.

Предложение о снижении субсидий было отклонено парламентским большинством. И тут же Контрольно-счетная палата обнародовала отчет о многомиллиардных нарушениях в метрополитене.

  1. В 2015 году нами с Григорием Явлинским и Александром Кобринским был внесен проект закона об обязательном аудите эффективности городских ГУПов, работающих в сферах общественного транспорта и коммунального хозяйства («Водоканал», «ТЭК», «Петербургский метрополитен», «Пассажиравтотранс», «Горэлектротранс») и проведением депутатских слушаний с обсуждением результатов аудита перед принятием решений об увеличении тарифов. Проект был отклонен парламентским большинством практически без аргументации.
  2. В 2016 году нами с Александром Кобринским была внесена законодательная инициатива о принятии Федерального закона об обязательном обнародовании результатов деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, чьи тарифы регулируются государством (чтобы граждане могли оценить финансовые результаты их деятельности). В апреле 2016 года Законодательное Собрание поддержало нашу инициативу.

 

Решение транспортных проблем

 

Результаты моей работы:

 

  1. В 2012 году я от имени «ЯБЛОКА» (соответствующее положение содержалось в нашей предвыборной программе) предложил продлить на 1 час время работы Петербургского метрополитена. Было собрано более 40 тысяч подписей горожан в поддержку этого предложения. Смольный отказался продлевать время работы метро, но был вынужден ввести ночные автобусы, частично решившие проблему ночного передвижения по городу.
  2. В 2015 году мне удалось добиться разнесения сроков реализации крупных проектов на Васильевском острове – ремонта станции метро «Василеостровская», ремонта Тучкова моста и строительства станции метро «Горный институт». Одновременная реализация всех этих проектов неминуемо вызвала бы полный паралич движения на Васильевском острове. В итоге ремонт Тучкова моста начнется только после окончания ремонта «Василеостровской» (открывается 27 мая 2016 года).
  3. В 2013-2016 годах я многократно направлял запросы относительно обоснованности повышении платы за проезд на общественном транспорте, участвовал в работе балансовых комиссий метрополитена и других транспортных организаций, вносил предложения (в том числе, в городской бюджет).

Удалось не допустить повышения платы за проезд в 2016 году метро до 42 рублей, а в наземном транспорте — до 40 рублей.

  1. В 2016 году мне удалось добиться признания городской Администрацией необходимости строительства второго съезда с центрального участка Западного скоростного диаметра на Васильевский остров — в противном случае, при наличии только одного съезда, на Васильевском неизбежен транспортный коллапс.
  2. Я выступал за строительство тоннеля (а не моста) между Адмиралтейским районом и Васильевским островом в створе 22-23 линии Васильевского острова, чтобы улучшить транспортную связь этих районов.

Создание новых особо охраняемых природных территорий 

В комиссии по городскому хозяйству я отвечал за тему создания особо охраняемых природных территорий, где обнаружены редкие виды животных или растений или уникальные природные ландшафты. Статус ООПТ позволяет сохранить их от застройки. В 2013 году Законодательное Собрание приняло разработанный нашей  комиссией  закон о проведении обследования 34 территорий, по итогам которого принимается решение о создания ООПТ. Закон был принят, потом отклонен губернатором, потом доработан, и со второй попытки принят и вступил в силу.

Была также принята моя поправка к бюджету Санкт-Петербурга на 2015 год о выделении средств на начало обследования городских лесов и зелёных зон.

Прекращение бесконтрольного создания новых «намывов».

Комиссия по городскому хозяйству (за этот вопрос отвечал я) разработала закон, по которому Законодательное Собрание наравне с исполнительной властью получает право на согласование новых «намывных территорий».  Это поможет предотвратить бесконтрольное создание «намывов» — как на Васильевском  острове или в Сестрорецке. Закон принят и вступил в силу.

Борьба против строительства мусоросжигательного завода в Левашово, губительного для окружающей среды и крайне дорогостоящего.

Я активно поддерживал экологов и общественников в борьбе против строительства. В результате, в том числе, моих обращений и протестов экологов, проект был отменен.

Обслуживание жилищного фонда 

В 2015 году мной был разработан проект Федерального закона об открытости управляющих компаний (обязанность их размещать на своих сайтах информацию о персональном составе работников и их зонах обслуживания — чтобы жители знали, кто работает и за что отвечает).

Проект был единогласно принят в Законодательном Собрании как законодательная инициатива, но затем отклонен в Государственной Думе под давлением лоббистов ЖКХ.

Участие в проекте «Большой Петербург. 21 век»

Я принимал участие в разработке проекта «Большой Петербург. 21 век» — по сути, программы стратегического развития города, разработанной под руководством Григория Явлинского. Главное в программе — единая социально-экономическая и градостроительная система всей агломерации Петербурга и Ленинградской области (Большого Петербурга). Программа была представлена губернатору Георгию Полтавченко и уже начата ее реализация.




Рассказать друзьям: