Направили обращение прокурору по Исаакиевскому собору

Друзья и коллеги из СМИ, сегодня мы с Михаилом Амосовым и Алексеем Ковалевым направили обращение прокурору города Сергею Литвиненко.
Мы просим прокурора, учитывая многочисленные нарушения законодательства, допущенные при издании распоряжения КИО от 30 декабря 2016 года № 160-р (о пресловутом «плане мероприятии» по поэтапной передаче Исаакия РПЦ и уничтожения государственного музея), обратиться в суд и потребовать его отмены.
Если гражданам не дают отменить это распоряжение в судебном порядке, заявляя, что наших прав это якобы не касается (хотя это неправда), то уж прокурор точно имеет право обратиться в суд.
В качестве одного из обоснований незаконности распоряжения мы указываем на факт, который теперь доказан в суде: что нет никакого заявления от РПЦ.

Текст нашего обращения – для сведения:

Уважаемый Сергей Иванович!

30 декабря 2016 года Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее — «Комитет», «КИО») издал распоряжение № 160-р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А» (далее – «Распоряжение»).
Указанным Распоряжением предусмотрено, в частности:
– определение возможности изъятия нежилого здания площадью 5 048,9 кв.м, кадастровый номер 78:32:0109201:3, расположенного по адресу: Исаакиевская площадь, д. 4, литера А (далее – «Объект», «Исаакиевский собор»), из оперативного управления Санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» (далее – «Учреждение») без предоставления взамен Учреждению обеспечивающих его деятельность помещений;
– заключение договора о передаче религиозной организации Русская православная церковь (Московский патриархат) (далее – «Религиозная организация») в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, расположенных в Объекте, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга и закрепленном на праве оперативного управления за Учреждением;
– обеспечение государственной регистрации прекращения права оперативного управления Учреждения на Объект;
– принятие решения о подготовке распоряжения о передаче Объекта в безвозмездное пользование Религиозной организации на срок 49 лет.

Распоряжение фактически предполагает ликвидацию Учреждения, являющегося государственным музеем, поскольку предусматривает изъятие у него Исаакиевского собора без предоставления взамен помещений, необходимых для его деятельности, передачу музейных коллекций, находящихся в этом музее, Религиозной организации, не являющейся музеем или организацией, осуществляющие хранение музейных предметов и музейных коллекций, прекращение прав Учреждения на Объект и передачу его Религиозной организации.

В связи с невозможностью проверки законности издания Распоряжения в судебном порядке по административным исковым заявлениям граждан просим прокуратуру Санкт-Петербурга организовать проверку законности издания этого правового акта и в случае подтверждения наших доводов обратиться в суд с требованием о признании Распоряжения (вместе с приложением к нему) незаконным, выступив в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Полагаем, что Распоряжение не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации ввиду следующего.

1.
Пункт 3 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением, содержит безусловное указание в адрес Учреждения заключить договор о передаче в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, расположенных в Объекте, в течение 24 месяцев с момента издания Распоряжения. Никаких условий или оговорок в пункте 3 не приведено.
1.1. Согласно статье 16 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) (далее — Закон о музейном фонде), музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 12 Положения о порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 (ред. от 21.04.2011), основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, указанного в пункте 11 этого положения, является письменное обращение религиозной организации, направляемое соответственно в Министерство культуры Российской Федерации либо в Федеральное архивное агентство.
Судя по сообщениям в СМИ, письменное обращение религиозной организации в Министерство культуры Российской Федерации не направлялось, соответствующее решение Министерством культуры Российской Федерации не принималось.
Включение в План мероприятий соответствующего пункта о заключении договора о передаче музейных предметов и музейных коллекций фактически предрешает наступление события, которое обусловлено рядом других обстоятельств.

1.2. Согласно п. 3.11.3 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга (с изменениями на 24 октября 2016 года), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года N 98 (далее — Положение о КИО), для выполнения задач, предусмотренных в разделе 2 названного положения, Комитет реализует следующие полномочия и функции:
3.11. Осуществляет распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга, в том числе:
3.11.3. Заключает от имени Санкт-Петербурга договоры о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование либо на иных правах (за исключением передачи музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда Российской Федерации, жилых помещений по договорам купли-продажи, мены, найма, социального найма и аренды), договоры о передаче недвижимого государственного имущества Санкт-Петербурга для реконструкции или завершения строительства объектов незавершенного строительства.
Таким образом, п. 3 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением, был принят КИО с явным превышением полномочий.

2.
Пунктом 5 Плана мероприятий, утвержденного Распоряжением, предусмотрено обеспечение государственной регистрации прекращения права оперативного управления Учреждения на Объект.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ, собственник имущества, закрепленного им за учреждением, вправе изъять это имущество, в случае, если оно является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению. Исаакиевский собор не является для Учреждения излишним (о его необходимости свидетельствует даже наименование Учреждения) и используется им по назначению – в качестве музея-памятника (согласно сведениям публичной кадастровой карты, разрешенное использование земельного участка, на котором расположен Исаакиевский собор, – для размещения объектов культуры).
Аналогичным образом, недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником, в данном случае КИО, только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея в соответствии со вторым абзацем статьи 29 Закона о музейном фонде. В Распоряжении не указаны обстоятельства использования имущества не по назначению. Решение о ликвидации музея, находящегося в ведении Комитета по культуре, принимается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга о ликвидации музея в соответствии с первым абзацем статьи 29 Закона о музейном фонде. Постановления о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев находящихся в ведении города Санкт-Петербурга, отсутствуют.
Между Учреждением и Федеральным агентством по культуре и кинематографии заключен Договор о передаче в безвозмездное пользование Музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (№ 07- 07/1-2414 от 26.06.2007), данные музейные предметы являются неотъемлемой частью здания Исаакиевского собора, являющегося объектом культурного наследия федерального значения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предметы декоративно-прикладного искусства, исторически связанные с памятником, неотделимы.
Здание Исаакиевского собора само является объектом показа и в соответствии с пунктом 156 Инструкции перемещение музея из занимаемых им помещений или использование зданий музеев (частично или полностью) не по прямому назначению не допускается.
Таким образом, передать здание Исаакиевского собора религиозной организации возможно только в случае ликвидации музея. В Распоряжении отсутствует ссылка на нормативный акт о принятии решения о ликвидации музея, а потому КИО не имел правового основания принимать решение об осуществлении действий о передаче здания музея, так как отсутствует постановление Правительства Санкт-Петербурга о ликвидации Музея.

3.
Мы исходим из того, что в адрес КИО не направлялось заявление религиозной организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее — 327-ФЗ).
Это подтверждается Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2017 по административному делу №2а-1242/2017, отзывом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.02.2017 по тому же делу, ответом Прокуратуры Санкт-Петербурга от 10.02.2017 №7-1638-2012.
Следовательно, у КИО отсутствуют какие-либо основания для запуска процедуры передачи, подготовки к нему и для осуществления каких-либо иных действий в рамках 327-ФЗ и предусмотренных им административных процедур. Издание распоряжений по вопросам планирования текущей деятельности КИО по передаче имущества религиозного назначения на случай подачи религиозной организацией соответствующего заявления ни Положением о КИО, ни его административными регламентами не предусмотрено.
Однако с учетом того, что КИО в преамбуле Распоряжения ссылается на нормы 327 ФЗ и подзаконных актов, связанных с его исполнением, и полагает Распоряжение изданным на основе и в соответствии с 327 ФЗ, необходимо указать на нарушения порядка подготовки плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения и принятия решения о передаче имущества религиозного назначения в собственность или в пользование религиозным организациям, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

3.1. Из отзыва КИО от 13.03.2017 по административному делу №2а-1607/2017 следует, что «в случае признания возможным изъятия Объекта Распоряжение предусматривает алгоритм действий, направленных на государственную регистрацию прекращения права оперативного управления Учреждения на Объект, передачу в безвозмездное пользование музейных предметов и коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, расположенных в Объекте».
Сказанное — вместе с требованием п. 1 Плана мероприятий — означает, что ещё до направления либо в отсутствие направления Религиозной организацией заявления о передаче Объекта и пакета документов, предусмотренного 327 ФЗ, КИО, Комитетом по культуре и Учреждением может быть принято решение о возможности либо невозможности изъятия Объекта. В случае признания возможным изъятия Объекта оказывается утвержденным и начинает действовать и исполняться вышеуказанный «алгоритм действий».
Таким образом, Распоряжением утверждается и фиксируется определенный способ, направление и результаты рассмотрения будущего заявления Религиозной организации. Сам этот способ не соответствует закону 327-ФЗ, региональным НПА, направлен на выведение порядка будущего рассмотрения заявления Религиозной организации из-под федерального и регионального регулирования данной сферы.

3.2. Действующее нормативно-правовое регулирование процесса (порядка, алгоритма) передачи имущества религиозного назначения в обязательном порядке предполагает следующие этапы (элементы):
a. подачу заявления и обосновывающих документов религиозной организацией в Уполномоченный орган;
b. опубликование этого заявления на сайте Уполномоченного органа;
c. в случае оснований, предусмотренных ст. 8 327-ФЗ, — отказ;
d. создание Комиссии об урегулировании разногласий и принятие решения такой комиссией (по каждому объекту);
e. принятие решения о возможности передачи Объекта без предоставления служебных и производственных помещений взамен изымаемым;
f. в случае невозможности передачи Объекта без предоставления служебных и производственных помещений взамен изымаемым — включение в План передачи;
g. (далее — в соответствии с Планом передачи).
Сказанное вытекает как из положений 327 ФЗ, так и из Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по принятию решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением КИО от 21.07.2015 №28-р (далее — Админрегламент КИО), подробнейшим образом описывающим порядок предоставления государственной услуги.
Между тем, План мероприятий, не включая в себя перечисленные выше обязательные элементы и «логические развилки», фактически притязает на то, чтобы заменить собой и Административный регламент и План передачи.

Согласно пункту 3.1.1 Админрегламента КИО, юридическим фактом, представляющим собой основание для начала выполнения административной процедуры, является поступление заявления религиозной организации о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование (далее — заявление) и прилагаемых к нему документов. Согласно пункту 2.3 Админрегламента КИО результатом предоставления государственной услуги является: распоряжение Комитета, содержащее решение о передаче государственного имущества религиозного назначения религиозной организации; решение о подготовке предложений о включении государственного имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения; решения об отказе в передаче государственного имущества религиозного назначения религиозной организации.
Согласно пояснениям представителя КИО в судебном заседании по делу №2а-1607/2017, Распоряжение не содержит ни решения о передаче государственного имущества религиозного назначения религиозной организации, ни решения о подготовке предложений о включении государственного имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, ни решения об отказе в передаче государственного имущества религиозного назначения религиозной организации.

Отсутствие в Плане мероприятий («алгоритме действий») всех трех вариантов принятия решения в случае направления религиозной организаций заявления в порядке 327 ФЗ означает лишь одно: этот «алгоритм действий» заведомо ведёт лишь к одному решению — о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное пользование. Остальные два варианта решений «алгоритмом действий» даже не предусмотрены.
Сказанное означает, что План мероприятий, утвержденный Распоряжением, грубо противоречит порядку принятия решения в соответствии с ч. 4-8 ст. 5 327 ФЗ и фактически предрешает выводы комиссии по урегулированию разногласий, результаты исследования возможности передачи Исаакиевского собора.

4.
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 18.12.2012 г. № 671-115 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга», принятие решений о передаче религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также передача указанного имущества в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям осуществляются Правительством Санкт-Петербурга.

Приложения:
1. Определение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2017 по административному делу №2а-1242/2017;
2. Отзыв Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.02.2017 по тому же делу;
3. Отзыв Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» от 15.03.2017 по административному делу №2а-1607/2017;
4. Отзыв Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 13.03.2017 по административному делу №2а-1607/2017.

С уважением,

депутаты

Б.Л.Вишневский
М.И.Амосов
А.А.Ковалев




Рассказать друзьям: