Президент уволил одного главу своей администрации — Сергея Иванова, — и назначил другого — Антона Вайно. Генерал-полковника КГБ-ФСБ сменил внук первого секретаря компартии Эстонской ССР.
И все начали обсуждать: а что это означает? Путин меняет старых соратников на новое поколение аппаратчиков? Изменится внутренняя политика — будет менее жесткой? Или, наоборот, более? Кого следующего переведут на другую работу?
На самом деле, не об этом надо говорить.
Говорить надо о чрезвычайно сомнительном статусе, который имеет орган под названием «администрация президента».
Об этом органе в Конституции написано лишь то, что он формируется президентом, и более ничего. Полномочия АП не установлены ни одним законом (более того, ни в одном законе она вообще не упомянута). Ее решениям, строго говоря, никто, кроме ее собственных сотрудников, не обязан подчиняться, она не имеет никакого права ничего в стране контролировать и ничего и ни от кого не может требовать.
В положении об АП, утвержденном указом президента, на нее возлагаются исключительно вспомогательные функции. По сути, это не более чем канцелярия президента, и теоретически, никого из граждан страны вообще не должно интересовать, кто этой канцелярией руководит, кто является его заместителями и какой глубокий политический смысл кроется в том или ином перемещении внутри нее. Потому что никакого легального влияния на происходящее в стране администрация президента иметь не должна.
Не должна — но имеет, как мы знаем. Она ни за что не отвечает — но во все вмешивается. Она стоит с табели о рангах не ниже (а то и выше) правительства. При этом ее руководители которого назначаются кулуарным способом, по публично необъявленным критериям, но при этом считаются влиятельнейшими людьми в стране.
Не нужно больших усилий, чтобы вспомнить, что у нас уже был такой орган — сочетающий колоссальную власть и полную безответственность: аппарат ЦК КПСС и его «верхушка» в виде Политбюро. Ни в одном из советских законов нельзя было прочесть ни строчки о том, что решения этого органа обязательны для исполнения гражданами Советского Союза. Но все знали, что — это и есть высшая власть в стране, а вовсе не прописанные в Конституции Верховный совет и Совет министров…
Правительство — при всех претензиях у нему, — наделено не только властью, но и ответственностью. Не только правами, но и обязанностями. Министров можно вызвать в парламент, министрам можно написать депутатский запрос, министрам можно выразить недоверие, наконец, правительство можно отправить в отставку. Другой вопрос — что нынешний парламент, формируемый во многом по лекалам президентской администрации, неспособен реально контролировать правительство. Но стоит придти другому парламенту — и положение дел изменится. А в отношении АП никакой контроль невозможен по причине ее непубличности и отсутствия у нее легальных полномочий. И к ответственности ее нельзя призвать, потому что она формально ни за что не отвечает. И отправить ее в отставку можно только вместе с президентом.
Моя точка зрения проста: АП в нынешнем виде не только не нужна, но и вредна.
Она должна быть распущена и заменена канцелярией, где будут принимать для президента бумаги, отправлять ответы и следить за исполнением поручений, и личным аппаратом президента, обеспечивающим его текущую работу — но без права вмешиваться в происходящее в стране, отдавать указания, вызывать на ковер, требовать и контролировать.
Кстати, точно такой же реорганизации требует в Петербурге и орган, именуемый «администрация губернатора».
Зачем губернатору «администрация»? Есть правительство города, есть комитеты и управления — они решают необходимые исполнительной власти задачи. Губернатору же нужна личная канцелярия и аппарат, обеспечивающий его работу — но не имеющий при этом никаких властных полномочий…
Канцелярия, знай свое место!
Рассказать друзьям: